Публицистическая деятельность

Гость программы - Сергей Николаевич Рябухин, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам

27.03.2014

Григорьев: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! У нас в гостях председатель Комитета Совета Федерации по бюджету
и финансовым рынкам Сергей Николаевич Рябухин. Здравствуйте!

Рябухин: Здравствуйте!

Григорьев: Вы возглавляете комитет, через который проходит бюджет Российской Федерации и все вопросы, связанные
с финансами. За что в целом отвечает комитет?

Рябухин: У нашего комитета многопрофильное направление деятельности: это и фондовый рынок, и финансовый рынок,
и бюджетный процесс, и межбюджетные отношения. Кстати, в структуре нашего комитета есть подкомитет, который взаимодействует со Счетной палатой. Все контрольные мероприятия, которые проводит Счетная палата, проходят через Валентину Ивановну Матвиенко, она направляет в наш комитет, а я отправляю своему заместителю Сергею Павловичу Иванову, который рассматривает в обязательном порядке.

Такая конструкция имеет мировую практику. Все, что проверяет высший орган финансового контроля Федерального Собрания, направляется в Счетную палату, и мы обязательно рассматриваем итоги работы высшего органа финансового контроля с приглашением отраслевых представителей, которых проверяла Счетная палата. Вот такой набор функций.

Но самое главное - это бюджет, теперь уже в горизонте трехлетнего периода. 28 ноября 2013 года мы приняли бюджет на 2014-2016 годы и направили его президенту на подписание. Этот бюджет, конечно, отличается от предыдущих бюджетов. Это новации, которые заложены в бюджетном кодексе.

Главная новация - это то, что бюджет имеет как неотъемлемую часть набор государственных программ (их 40). Это такая давнишняя мечта, если можно так выразиться, такая концепция, которую выстраивал Совет Федерации, что бюджет должен быть программно-ориентированный. То есть цели, задачи, целеполагания, индикаторы, по которым можно определить эффективность расходования средств федерального бюджета, и параметры, на которые должны ориентироваться.

Григорьев: Может быть, приведете несколько примеров программ.

Рябухин: Одна из программ, за которые отвечает непосредственно комитет, который я возглавляю, - это программа по устойчивости региональных бюджетов. Бюджеты регионального, муниципального рынков должны быть сбалансированы.
Это новая программа, прежде ее не было. Она включает в себя все дотации, трансферты, субсидии, субвенции, которые направляются для сбалансированности региональных бюджетов и на развитие регионов. Это очень важно.

Также есть целый ряд региональных программ, допустим, развития Дальнего Востока, Забайкалья, Кавказа. Кавказская программа разработана полпредом президента и вице-премьером Александром Хлопониным. Она разрабатывалась 3 года. Сейчас она обрела статус государственной программы.

Кроме того, есть программа по авиации (она имеет 8 подпрограмм), программа по судостроению и другие.
Это новации 2014 года. Теперь в соответствии со статьей 11 нового закона о парламентском контроле, который был принят в конце 2012 года, профильные комитеты Государственной думы и Совета Федерации обязаны осуществлять мониторинг исполнения этих государственных программ.

Второе, на что я хочу обратить внимание, бюджет 2014 года - это 44-й федеральный закон, контрактная система. 94-й федеральный закон трансформировался в контрактную систему. Кстати, очень много подзаконных актов правительство
еще не успело сделать.

Григорьев: О государственных закупках?

Рябухин: Да, абсолютно верно. Причем на большую сумму. Если взять и государственные, и муниципальные закупки,
это около 8 триллионов рублей. Если расходы предполагаются в объеме 13,5 триллиона рублей в текущем году, то из них в режиме закупок, в режиме контрактов будет израсходовано 8 триллионов рублей.

Григорьев: Когда начнет действовать этот закон о госзакупках?

Рябухин: Он уже вступил в силу. Сейчас нам надо осуществлять мониторинг, это очень важно.

Если говорить о приоритетных задачах на текущий день, которые вытекают из послания президента, прозвучавшего 12 декабря 2013 года, это, конечно, ключевая для нашего комитета задача - деофшоризация экономики.

Григорьев: Что это означает? В двух словах.

Рябухин: С одной стороны, это очень важная, капиталоемкая тема, а с другой стороны, это позорная тема для страны,
и не только для России. Кстати, по заофшоренности экономики РФ где-то на 3-4 месте. На первом месте - Китай и США.

Григорьев: В США большее количество компаний, чем в России, используют офшоры в своих финансовых операциях?

Рябухин: Да. 42 процента внешнего товарооборота 2012 года прошли через низконалоговые юрисдикции, офшорные зоны,
то есть 321 миллиард долларов прошел мимо кассы, если так можно выразиться, прошел через офшорные зоны с частичным уклонением или полным уходом от налогов…